Педагогика в моей жизни

Это эссе по предмету «Педагогика» я написал будучи клиническим ординатором первого курса в 2016 году.  В данной работе затронуты моменты педагогики, как науки в моей жизни.  Рассматриваются вопросы внедрения дистанционного обучения в ВУЗе, учебном центре, а также в крупных коммерческих компаниях. Описываются механизмы взаимодействия обучающихся и преподавателей с учётом современных тенденций, требований и реалий. Затронуты моменты мотивации, удержания внимания, контроль знаний и навыков.

Здравствуйте! Меня зовут Антон, и я успел получить самое лучшее в мире  советское образование в школе и ВУЗе. Я не писал наспех созданные тесты в рамках ЕГЭ, меня не «натаскивали» на заучивание ответов и ключей. Меня просто учили, и делали это увлекательно и интересно. Учителя и педагоги занимались этим не в самое лёгкое время для нашей страны, но, тем не менее,  огромное им спасибо за мое становление как педагога «кафедры анатомии человека», врача и специалиста отдела обучения персонала в крупной фармацевтической компании.

В то время, когда в школах ещё была астрономия, а учителя были вынуждены подрабатывать в 2-3х местах, опытные педагоги отбирали смышлёных, активных старшеклассников и с согласия дирекции школы натаскивали их для работы со школьниками из младших классов.  В это самое время я увлекался физикой, радиотехникой и химией. Это знали все в школе, поэтому доверили мне проводить занятия не только для малышей из начальной школы, но и проводить интересные уроки для одноклассников. Например, я феерично выступил со своим докладом про химическое оружие, а демонстрация работы самодельного лампового осциллографа вообще не оставила никого равнодушным.

Но моя педагогическая деятельность в юности не ограничивалась только стенами школы. В конце 90х экономический кризис начинал стихать, у многих стали появляться компьютеры, многие записывали детей в кружки и секции. В это время меня начали просить соседи и знакомые родителей, чтобы я научил их детей работать на компьютере или играть на гитаре.

После поступления в Московский государственный медико — стоматологический  университет, я сразу устроился работать на кафедру анатомии человека лаборантом. На кафедре активно помогал в организации учебного процесса.  С 2006 года вплотную занялся вопросами интерактивного обучения студентов. При незначительной помощи университета и огромной помощи членов авто-клуба club2108.ru мне удалось создать на кафедре анатомии собственный кафедральный компьютерный класс для контроля теоретических и практических знаний студентов. Примерно в это же время, а может и немного раньше занимался созданием сайта кафедры, на котором планировал выкладывать все экзаменационные работы и проводить обучение плюс контроль студентов.

         С 2008 года, по решению учёного совета, мне разрешили вести педагогическую деятельность. А с 2009 года я уже официально работал преподавателем на кафедре анатомии. В это же время обучался на факультете педагогического образования в высшей медицинской школе для получения специальности «Преподаватель высшей школы». Выпускную квалификационную работу для себя я придумал сам и называлась она  «Использование интернет ресурсов в учебном процессе  изучения дисциплины анатомия человека врачебных специальностей».

Актуальность этой темы исследования определялась противоречием между необходимостью повышения качества обучения специалистов на современном этапе развития общества и рутинностью старых методов обучения, которые сдерживают этот процесс. Традиционные методы обучения  анатомии человека основывались на изучении материальных объектов — анатомических препаратов тела человека. Законодательная база нашего государства сделала невозможным их использование  в учебном процессе. В то же время, современные мультимедиа и интернет технологии предлагают новые  средства и методы обучения, возможности которые в настоящее время изучены недостаточно. Целью исследования было создание online методического пособия и разработка методических рекомендаций по его использованию.

Моя гипотеза исследования состояла в следующем:

У студентов будут сформированы адекватные реальности представления о строении тела человека, если:

  1. В процессе изучения материала будут использованы электронные средства обучения в виде online видео и кратких методических руководств, а также аудио лекционных курсов.
  2. Внедрение средств электронного обучения и контроля, позволят внедрить дистанционные методы обучения;

Задачи исследования  следующие:

  1. Анализ имеющихся методов обучения анатомии с использованием интернет ресурсов.
  2. Разработка средства обучения для online пособия по анатомии.
  3. Внедрение в учебный процесс созданных методических рекомендаций.
  4. Оценка эффективности внедрённых технологий.

Моя работа на практике должна была показать, что разработанные новые подходы к использованию интернет ресурсов в обучении анатомии человека могут быть использованы при изучении любой фундаментальной и (или) прикладной дисциплины.

Данную работу окончить не получилось, так как с 2010 года я перешёл работать в одну из крупнейших фармацевтических компаний на позицию медицинского представителя. На этой позиции педагогические навыки, приобретённые ранее мне здорово помогали. Таким образом, за год работы, я получил награду «Открытие 2011 года» и предложение о смене должности с медицинского представителя на специалиста отдела обучения.

На этом месте начинается бурный подъём моих интересов и знаний в области дистанционного обучения. По сути, имея огромные ресурсы я позволил себе заниматься тем, чем в виду финансовых и временных ограничений не позволял заниматься ранее. В компании были организованны рабочие группы по разработке и внедрению дистанционного обучения и контроля. Были рассмотрены многие варианты технической реализации и испробованы с разной степенью качества два портала обучения и развития персонала.

Дистанционное обучение в компании позволяло проводить тренировку навыков при помощи симуляционных интерактивных курсов. Удалённое обучение  сотрудников при помощи виртуальных комнат поддерживающих интерактив и обратную связь от обучающихся. Массовое тестирование сотрудников на предмет освоения рабочих материалов, политик компании и прочих документов.

В современных реалиях  качественно выстроенная тактика обучения и правильный подбор новых технологичных решений в образовании позволяют крупным компаниям, имеющим в штате всего с десяток педагогов/тренеров/коучей успешно обучать тысячи, десятки и сотни тысяч человек. Пример успешного внедрения дистанционного обучения в организации можно считать ОАО РЖД http://learning.rzd.ru и http://sdo.rzd.ru.

В ОАО РЖД используются 2е самые популярные и конкурирующие платформы: WebTutor от WebSoft и Mirapolis Human Capital Management. При этом электронные курсы создаются как внешними провайдерами, так и внутренними специалистами, при помощи интуитивно понятного приложения iSpring, которое интегрируется при установке в офисный пакет Microsoft PowerPoint.

Кратко о том, что такое электронный курс. Электронный курс — это  информационная система комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств  информационно-коммуникационных технологий во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения. То есть, говоря на русском языке, современный электронный курс — это программа (обычно игровая) которая позволяет развивать, обучать, мотивировать и совершенствовать навыки обучающихся. Примером хорошего курса может служить игровая подача материала с открытым рейтингом достижений обучаемого. Последний при должном интересе будет мотивирован на улучшение своих рейтингов. Такие схемы неоднократно обкатаны в крупных компаниях, например в металлургии используют SIM — симуляторы управления жизненным циклом металлургического завода.  На данном симуляторе все сотрудники могут «порулить» производством и у них будет полное представление о логистике, доходах и расходах в компании. Ну а отдел кадров, снимая телеметрию с сервера курса, может вести отбор кандидатского резерва на многие позиции завода.

Будет несправедливо не указать о недостатках систем дистанционного обучения. Их не очень много, но они есть. Итак, 1й и главный недостаток — это  обязательное наличие подключения к высокоскоростной сети internet. Впрочем, этот недостаток обходится наличием автономных приложений, которые потом имеют возможность синхронизации с сервером. 2й недостаток — это отсутствие контроля за обучающимся, во время проведения тестового экзамена. Данный недостаток успешно нивелируется сокращением времени ответа на вопрос, например, до 25-45 секунд. Известно, также, красивое решение данной проблемы компанией Mirapolis для компании АвтоМИР. В компании АвтоМИР во время экзаменационного тестирования сотрудников их изображение записывается через вебкамеру на сервер и транслируется в режиме реального времени модератору обучения. 3й недостаток — это  стоимость внедрения. Так стандартное решение для организации, состоящей из 1000 сотрудников будет стоить более 1`000`000 руб за разворачивание и настройку системы, плюс 20 — 30% от данной суммы на техническую поддержку ежегодно. Также следует учитывать возможность ограничения лицензии по количеству сотрудников либо ограничение по срокам её действия. Недостаток стоимости  можно решить за счёт или более маленьких компаний, таких как «Открытые технологии», или за счёт самостоятельной установки проектов с открытым исходным кодом. Бесплатных решений на сегодняшний день достаточное количество, например: Claroline, ATutor, Chamilo, DoceboLMS, Dokeos, ILIAS, Moodle, OLAT, Open Elms, Sakai и другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.