Педагогика в профессиональной деятельности

Прошло 10 лет с момента получения диплома врача. Я как сейчас помню своё поступление в МГМСУ и самое первое занятие по медицинской биофизике. Сразу после школы было довольно трудно понять весь процесс обучения. Сказать, что все кардинально отличалось от школы — не сказать ничего.

Вместо уроков появились семинарские занятия и лекции. Взамен контрольных работ — сдача тем, коллоквиумы, зачёты и отрабатывание пропущенных занятий.

По мере переходов на следующий курс, деканат делил нашу группу пополам. И из одной большой третьей группы в почти тридцать человек получилось две — седьмая и моя восьмая. Такое деление поначалу было условно. На фундаментальных кафедрах мы занимались все вместе. А вот с появлением клинических кафедр, наши группы окончательно были разделены и пересекались только во время лекций.

В то время, все мы связывали это с ограниченными возможностями учебных аудиторий в лечебных учреждениях. Но это студенческая «теория», была всего-навсего верхушкой айсберга организации обучения в медицинском ВУЗе.

Педагогика в медицинском ВУЗе

Подготовка врачей является очень сложным и социально ответственным процессом. Необходимо за весьма короткий срок в шесть лет, уложить в голову студента колоссальный по размерам массив информации. Причём делать это последовательно, начиная от фундаментальных дисциплин, которые закладывают прочную основу знаний и адаптируют обучающихся к увеличивающемуся потоку информации.

С точки зрения педагогики  ВУЗ встречает своих студентов ассоциативной теорией обучения. Разберём по подробнее. Лекции это важно. Да лекции в медицинском ВУЗе бывают с девяти утра и до глубокого вечера. Когда в лекционный зал как в конвейер подаются лекторы. Писать приходится много и быстро.

Этот процесс даёт первый этап — Восприятие. Во время лекций демонстрируются слайды презентаций, плакаты, схемы, таблицы. Лекторы озвучивают новейшую информацию и источники по которым её можно отыскать.

По приходу домой взяв свой конспект и учебник, обучающийся приходит к осмыслению и пониманию информационного материала — это второй этап.

Когда же наступает семинарское занятие, то приходит очередь третьего этапа, суть которого в групповой обработке полученных знаний. На таких занятиях по гистологии рисуют атласы, на микробиологии готовят бактериологические посевы, ну а на анатомии работают с трупным материалом. Четвёртый этап — Закрепление, наступает во время коллоквиумов. К ним готовятся лабораторные работы по физиологии, пишутся рефераты по истории медицины, выполняются  прочие поисковые или аналитические проекты по различным предметам.

Финалом  ассоциативной теории обучения является этап, когда обучающийся способен применять полученные знания на практике. Т. е. когда студент может успешно сдать экзамен по своему предмету. Каждая кафедра и каждый преподаватель стараются стимулировать своих студентов в рамках этой теории. Например, за посещение всех лекций и наличии опрятного конспекта могли позволить использовать его на экзамене, как практиковалось на кафедре медицинской экономики. Либо же наоборот, не допустить до экзамена, если были пропуски лекций или же семинарских занятий, которые следовало отрабатывать дежурным преподавателям. Так было, есть и будет практически на всех фундаментальных кафедрах.

Именно такой подход на первых двух курсах позволяет производить массовое обучение с максимальной эффективностью. Также такой нагрузочный подход позволяет частично отсеять на ранних курсах случайных людей, которым возможно медицина не подходит в качестве профессии.

Наступление третьего курса сопровождается окончательным разделением учебных групп на более маленькие, содержащие не более 8 — 12 человек. Как я уже ранее озвучивал, все думали, что это из-за тесных аудиторий. Но нет. Причина, по которой учебные группы делают компактными, заключается в теории проблемного обучения. Если описать эту теорию кратко, то она сводится к тому, что обучающемуся самостоятельно необходимо искать решение на поставленную преподавателем проблему. Болезнь пациента — это проблема, которая решается совместным с преподавателем лечением. Но лечение является «вишенкой на торте». До лечения пациентов обучающийся должен пройти несколько уровней проблемности.

На первом уровне преподаватель, ставит проблему и сам же предлагает её решение. Т. е. Преподаватель описывает клиническую картину заболевания и объясняет схемы лечения. Данный уровень обычно проходит на лекционных занятиях.

Второй уровень начинается с самостоятельного написания истории болезни пациента. При этом особое место в этом занимает подробное и всестороннее обоснование диагноза.

Лечение пациента начинается на третьем уровне проблемности. В этот момент студент под чутким руководством преподавателя ставит диагноз и назначает схему лечения.

Четвёртый уровень проблемности даёт больше свободы обучающемуся. Это тот момент, когда студент практически полностью сам ведёт пациента. Данный уровень проблемности становится доступным во время прохождения практики, электива, интернатуры или ординатуры.

Вот вроде бы и все? Но, на самом деле есть ещё одна теория обучения, которая с каждым годом все шире внедряется в медицинское образование. И это теория П. Я. Гальперина. Или как ещё её называют теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека.

Данная теория успешно уживается в ВУЗе с двумя названными теориями. Её применяют при занятиях по первой помощи на первом курсе. Так же она применяется на заключительных этапах обучения, например во время занятий по реанимации.

Есть несколько этапов такого обучения. На первом этапе преподаватель даёт пояснения, что, как и когда надо делать. Например, преподаватель объясняет порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему от электротравмы. Студенты записывают конспект.

Далее наступает второй этап — Внешнее действие. Во время которого обучающиеся сразу же после ознакомления с инструкциями проводят их выполнение на манекене. Оказание помощи манекену проводят последовательно, не спеша,  сверяясь с конспектом.

На третьем этапе обучающиеся проговаривают все свои действия по оказании помощи манекену. Этот этап носит название — Внешняя речь. Данный этап позволяет добиться обобщения и сокращение полученной информации. Это в свою очередь постепенно приведёт к рефлекторному выполнению действий описанных в конспекте.

Следующий этап начинается во время отработки полученных знаний. Пока один из студентов выполняет действие, другие про себя проговаривают ключевые моменты данного действия. Например, такие как снятие напряжения перед оказанием помощи, запрокидывание головы и выдвижение нижней челюсти при выполнении искусственного дыхания.

Цель всего этого состоит в финальном этапе — автоматизированном действии. Когда медицинская помощь оказывается быстро, на рефлексах. На данном этапе студенту уже не требуется никакая литература или подсказки. Более того, после такого обучения, повышается скорость и эффективность оказания помощи, существенно снижается вероятность совершения ошибок и нанесении вреда пострадавшему.

Как видите, образование в медицинском ВУЗе организованно очень грамотно и эффективно. Более того, эти названные теории обучения можно и нужно использовать в своей практике.

Когда я работал преподавателем в МГМСУ на кафедре нормальной анатомии человека, я как и мои коллеги применял эти базовые теории. Ассоциативная и проблемная теории использовались в основном при обучении студентов, а вот теория П. Я. Гальпирина пригодилась при обучении новых лаборантов кафедры.

Если про студентов уже практически все сказано, то расскажу про обучение лаборантов. В должностные обязанности последних входило много работы с препаратами, химическими реактивами, сложной техникой и программными комплексами. Так, например работа в трупной комнате подразумевала следующие задачи: работа с тельфером при подъёме ванны с трупным материалом, подготовка и замена бальзамического раствора состоящего из химических реактивов (спирт, глицерин, вода, тимол, формалин и другие). Как видим работа с опасной техникой и ядовитыми химическими веществами. Поэтому обучение новых сотрудников проходило под чутким контролем доцента кафедры ответственного за технику безопасности. На начальных этапах обучения лаборанту выдавались методические рекомендации. Далее он под присмотром ответственных лиц выполнял необходимые манипуляции. Потом проговаривал про себя порядок выполнения работ и в конце уже мог самостоятельно без контроля работать в трупной комнате.

Такие же принципы использовались при обучении работы с компьютерными программами для тестового контроля студентов. Во время моей работы на кафедре анатомии, учебный корпус располагал общим компьютерным классом на 60 компьютерных терминалов и индивидуальным кафедральным классом на 14 учебных мест. Лаборантам выдавался мануал по работе с программным комплексом. Далее он самостоятельно в свободное время пробовал настроить тестовые задачи и сделать назначение тестов студентам. В заключении все проговаривалось, и лаборант мог самостоятельно выполнять компьютерное тестирование большого числа студентов. При этом все его действия выполнялись очень быстро и автоматически.

Примеры теорий обучения в практике врача

Ассоциативная теория отлично подходит для обучения рациональному питанию пациентов. Вначале им рассказываются основы питания и все ужасы нарушений пищевого поведения. Выдается небольшая информационная брошюра для самостоятельного изучения.  Далее им даётся задание на составления своего дневника фактического питания. После чего врач вносит коррективы в рацион, проговаривая основные моменты на которые следует обращать внимание. Это все в сумме позволяет пациенту изменить свои пищевые привычки и нормализовать рацион питания.

Теория проблемного обучения хорошо применима при обучении пациентов с сахарным диабетом для расчёта дозы вводимого инсулина.  Врач сдавит задачи пациенту по расчету количества инсулина в зависимости от уровня сахара крови. Дальше пациент, находясь в стационаре под присмотром врача, самостоятельно считает количество препарата. И уже после выписки из отделения пациент свободно рассчитывает дозы в зависимости от физической нагрузки или своего рациона питания.

Большое значение в практике врача занимает применение теории П. Я. Гальперина. Данная теория подходит при обучении родителей в уходе за их детьми. Например, порядок действий при купировании ложного крупа, бронхиальной астмы или попадании инородного тела в дыхательные пути.

Врачи хорошо знакомы с базовыми теориями в педагогике. А все потому, что проходят данную дисциплину дважды, а то и трижды. Первый раз в медицинском университете, второй раз при прохождении клинической ординатуры и третий раз во время обучения в аспирантуре. Я же с предметом педагогика дополнительно столкнулся, работая преподавателем на кафедре анатомии. Тогда всех преподавателей отправляли на дополнительное обучение. И работая в отделе кадров фармацевтической компании, тоже успел поучаствовать в мероприятиях под названием тренинг для тренеров. Где описывались базовые принципы обучения сотрудников. Итого, предмет педагогика в моей жизни был целых 5 раз. И я не могу сказать, что время на изучение данного предмета мною было потрачено зря.

Современные тенденции применения базовых теорий педагогики

В настоящее время рынок перенасыщен дистанционным обучением. Это с одной стороны прекрасно, т.к. дистанционное обучение удобно педагогам и слушателям курса. С другой стороны качество преподавания в некоторых подобных школах не выдерживает никакой критики. Проблема настолько явная, что стали появляться статьи, описывающие не эффективность или даже вред от такого вида обучения.

Действительно, я как основатель форума нутрициологов России неоднократно сталкивался с проблемными школами, которые были созданы только с целью извлечения прибыли. Именно под такие школы и неквалифицированных специалистов, на форуме появился раздел с названием «Эшафот». Для попадания в него организации достаточно не соответствовать Федеральному закону №273 Об образовании в Российской Федерации. Примером могут служить различные «школы-академии-институты диетологии». Не имея лицензии на образовательную деятельность, они занимаются реализацией образовательных программ. Сами программы никем не утверждены и их содержимое весьма спорное.

Но я надеюсь, что с серыми обучающими компаниями рано или поздно разберутся компетентные органы. Взамен останутся только высокопрофессиональные организации, которые в своей работе используют хотя бы базовые принципы педагогической деятельности.

Дистанционное образование действительно позволяет реализовать все три основные теории образования. Давайте коротко их рассмотрим.

Ассоциативная теория совершенно спокойно реализуется при помощи нехитрых инструментов типовых порталов обучения. Так лекцию можно сделать и в виде живого вебинара, в виде записи лекции, либо в виде текстовой лекции. Последний тип лекций выглядит как набор страниц текста. Они упорядочены в логическую цепочку. Это позволяет поверхностное, но быстрое или углублённое, но медленное обучение.

Далее для проведения интерактивных семинарских занятий могут быть привлечены специальные модули порталов. Когда участники образовательного процесса проверяют и комментируют работы своих коллег под присмотром педагога. Для таких модулей не обязательно наличие дорогой техники или быстрых каналов связей. Все что требуется, это компьютер способный выходить в интернет и загружать текстовые страницы. При этом слушатель получает две оценки. За свою работу и за оценку работ своих коллег.

Отельного упоминания заслуживает мотивационная работа в команде. Она выступает аналогом лабораторных работ. Примером подобного может служить создание информационной базы терминов, понятий, тезисов, результатов исследований или творчества.

Обучение может оканчиваться как итоговым экзаменом в виде тестирования, так и завершаться по набору определённого количества баллов за работу в электронном курсе. Тут уже появляется мотивация слушателей на постепенное, поэтапное прохождение курса с последующей автоматической защитой итоговой работы.

Несколько иначе в дистанционном обучении может быть реализована теория проблемного обучения. Используя всю мощь коммуникации чатов, форумов и ресурсы медиа-wiki портала обучения, слушатели курса могут совместно решать поставленные преподавателем задачи. Самостоятельно разбирать проблемы и оформлять их в виде интерактивных, связанных между собой страниц.

Самой сложной, в реализации процесса дистанционного обучения, является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека.  Электронные курсы, создаваемые следуя принципам этой теории, великолепно справляются со своими задачами. К тому же такие курсы выходят очень яркими и интересными. Примерами подобных курсов являются разнообразные тренажёры и симуляторы. Данные продукты используются крупными компаниями для обучения специалистов на ответственных производствах. В авиа школах и многих других областях.

Заключение

Педагогика в профессиональной деятельности занимает одно из значимых мест. И я с полной уверенностью могу сказать – изучение предмета хотя бы на поверхностном уровне будет полезно людям, работающим в любых сферах. Начиная от разнорабочих и оканчивая работников банковского сектора.

Есть понятие педагог от рождения. Но это лишь означает, что подобные люди на интуитивном уровне проводят эффективное обучение. Работы выдающихся педагогов: К.Д. Ушинского, А.В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, Л.С. Выготского и многих других мыслителей дали современным преподавателям  мощнейшие и эффективные инструменты для обучения людей.

В наш технологичный, цифровой 21 век образование поднялось на новый уровень. И каждый, кто немного связан с обучением, должен стараться удержать эту высоко поднятую великими педагогами прошлого и настоящего планку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *