Пришла мне в голову мысль письменно изложить все факторы, которые влияют на расход топлива. Тем более в настоящее время цены на топливо снижаться не собираются, и даже наоборот, постоянно растут. Для владельцев личного автотранспорта вопрос думаю более чем актуальный, а для владельцев корпоративного авто это будет полезно тем, что повышенный расход может свидетельствовать о какой либо неисправности.
Прежде, чем разбираться в данном вопросе, надо определить оптимальный расход топлива. Думаю, что нет смысла приводить формулы расчёта расхода двигателя внутреннего сгорания, выраженные в работе, произведённой двигателем, и времени, которое затрачено на выполнение данной работы. Также нет смысла ориентироваться на данные производителя автомобиля, которые в основном занижены маркетологами.
Откуда же взять отправную точку? Самое оптимальное, это производить замеры нового технически исправного автомобиля и, сравнив их с расходом идентичных авто, взять за основу средний расход топлива по возможности из одного и того же города. Получив некое понятие о нормальном расходе топлива своего автомобиля и зная причины повышения расхода, можно, в последствии, выявлять причины, по которым данный расход превышает установленную норму.
Итак, на расход топлива влияет несколько факторов:
- Техническое состояние автомобиля
- Стиль управления автомобилем
- Погодные условия
Разберём по порядку эти факторы.
Техническое состояние автомобиля.
Техническое состояние автомобиля — это основная причина спонтанного и не прогнозируемого повышения расхода топлива. Какие же неисправности может нам подсказать эта проблема?
Начнём с простого — с колёс. Низкое давление воздуха в шинах увеличивает пятно контакта покрышки и дорожного покрытия, в связи с этим увеличивается сопротивление качению колеса. Т.е. на разгон автомобиля будет затрачиваться больше усилий, при этом упадёт динамика автомобиля, а расход топлива увеличится. Значит необходимо регулярно проверять это самое давление воздуха в Ваших автомобильных шинах. (Рекомендуемые цифры даны в книжке, которая прилагалась к Вашему авто).
Теперь совсем кратко про бензин. При заправке автомобиля топливом низкого качества, или топливом, которое не подходит к двигателю Вашего авто. Например, Ваш автомобиль должен потреблять по рекомендации производителя только топливо с октановым числом АИ 95, а вы в целях денежной экономии заправляете его АИ 92. При этом, двигатель не развивает полной мощности в виду того, что ЭБУ (Электронный Блок Управления) постоянно должен «заваливать» углы опережения зажигания в целях предотвращения детонации (детонация – это неконтролируемое горение топливной смеси в цилиндрах автомобиля, последствия которой является разрушение поршневых перегородок и выход двигателя из строя. Проявляется она постукиваниями в моторе, которые можно услышать во время того, как автомобиль начинает движение «в натяг». Пример движения «в натяг» это старт с места или подъём на крутую горку при низких оборотах двигателя и на не соответствующей передаче).
Немного о топливе и его цифрах. Цифры на марке топлива показывают детонационную стойкость. Чем эти цифры выше, тем соответственно выше детонационная стойкость топлива во время сжатия. Для автомобилей, потребляющих низкосортный АИ 92 конструкторами установлена степень сжатия порядка 9.2 – 9.8 (старые автомобили). Автомобили, потребляющие топливо марки АИ 95 имеют степень более 10 (практически все современные автомобили). Из этого следует, что если Вы хотите реальную экономию топлива, то перед заправкой автомобиля низкооктановым топливом убедитесь, что оно рекомендовано производителем, а не просто допускается эксплуатация на нём.
С топливом думаю хватит. Можно теперь обобщённо перечислить из-за ещё каких неисправностей будет высокий расход топлива. В механике всё закономерно. Чем больше сопротивление движению деталей или жидкостей, тем будет более высокий расход топлива. Например, старые фильтры топлива и воздуха плохо пропускают через себя фильтруемое, соответственно упадёт мощность. А падение мощности двигателя напрямую вызовет повышенный расход топлива, т.к. на достижение той же скорости придётся потратить больше времени. Это кстати и послужило толчком к созданию малолитражных автомобилей с турбированными двигателями. При равномерном движении на оптимальной скорости они потребляют топлива столько же сколько и однолитражные авто, но при этом они имеют значительно более большую динамику и мощность.
На расход топлива отчасти влияет и вязкость моторного масла и трансмиссионных жидкостей, а также степень износа подшипников ходовой части. Подшипники, к примеру ступичные, на которых крутятся колёса автомобиля при износе, не только увеличивают расход топлива, но и начинают сильно нагреваются, что приводит к потере их смазки, появлению скрежета и в конце концов они могут, выплавив всю смазку разрушиться. Более вязкие масла оказывают более сильное сопротивление для движения механизмов, поэтому и существуют зимние и летние сорта масел (есть ещё и «всесезонные» сорта, рассчитанные на умеренный климат). Трансмиссионное масло (оно залито в коробке передач, редукторах и т.п.) со временем может густеть, поэтому после плановой смены его на новое Вы можете почувствовать, как мотору стало работать немного легче, а автомобилю стало проще разгоняться.
Есть ещё целый букет неисправностей двигателя, которые можно заподозрить при повышенном расходе топлива. К таковым относятся неисправности системы питания, зажигания, охлаждения.
Система питания: Выход из строя форсунок, регулятора давления топлива, нарушение герметичности топливной системы (подтекание топлива, «подсос» воздуха через нарушенную прокладку впускного коллектора).
Система зажигания: Выход из строя датчика фаз, датчика массового расхода воздуха (или датчика атмосферного давления), регулятора холостого хода, свечей или модуля зажигания.
Система охлаждения: Выход из строя термостата и в связи с этим работа двигателя при не оптимальном тепловом режиме.
Стиль управления автомобилем
Управляя автомобилем в спокойном стиле, можно заметно снизить расход топлива. Про плавный разгон и плавное торможение всем нам говорят в автошколе. Но это вовсе не означает, что необходимо разгоняться неоправданно долго или же переключать передачи на неоправданно низких оборотах двигателя. Также не способствует экономии топлива езда при выжатой педали сцепления или езда на нейтральной передаче. Дело в том, что пока автомобиль тормозит двигателем, то топливо не подаётся в мотор, в отличие от езды на нейтральной передаче, при которой поддерживаются обороты холостого хода (расход порядка 700 – 800г топлива в час, при включенном кондиционере он соответственно выше и может доходить до 1л в час и более).
Передачи рекомендуется переключать в зоне максимального момента, это тот диапазон, при котором в случае резкого нажатия педали газа в пол, автомобиль начинает резко ускоряться. На современных автомобилях данный диапазон лежит от 3500 оборотов в минуту (имеются в виду малолитражные бензиновые автомобили). Движение при оптимальных оборотах позволяют вам держаться в потоке автомобилей не только уверенно, но и используя минимальные положения дроссельной заслонки. Дело в том, что «мозг автомобиля» определяет, сколько подать топлива в двигатель по степени нажатия на педаль газа (расход воздуха и атмосферное давление опустим для простоты). А т.к. дроссельная заслонка имеет прогрессивную характеристику (до 2х третьих открытия заслонки происходит при нажатии педали газа на половину) то нажимать педаль газа экономически эффективно можно до 30%. Т.е. до 1й третьей всего её хода. При таких условиях блок управления автомобиля будет подавать топливную смесь в экономичном режиме.
Также снизить расход топлива помогает равномерное движение, учитывающее подъёмы, спуски и изгибы дороги. (О том, как безопасно и правильно проходить повороты, читайте соответствующую тему на форуме).
Погодные условия
Всем известно, что летом расход топлива возрастает из-за работающего кондиционера, а зимой из-за длительного разогрева всех жидкостей автомобиля и пробуксовыванию колёс на льду.
В летнее время в целях экономии, при движении на больших скоростях лучше пользоваться кондиционером, т.к. расход возрастает не значительно, а вот открытые окна существенно нарушают аэродинамику и как следствие увеличивают расход топлива. Во время пребывания в автомобильной пробке включайте кондиционер по мере повышения температуры в автомобиле, при этом используйте воздух из салона, что гораздо эффективнее охлаждает воздух (Если боитесь простудиться, направьте поток воздуха в потолок от себя или на лобовое стекло). Крайне желательно чтобы автомобиль был оборудован атермальными стёклами, (со слабо зеленоватым оттенком, есть специальные атермальные плёнки, они не тонируют автомобиль, а дают обычному стеклу атермальное свойство) которые значительно задерживают инфракрасные лучи.
Зимой же порекомендую воздержаться от включения компрессора кондиционера в качестве осушителя, при запотевании стёкол. Проблему запотевания это решит только на тот период, пока компрессор работает, далее с охладителя опять проступит конденсат и стёкла вновь запотеют. Эффективно бороться с запотеванием можно теплом отопителя при заборе воздуха с улицы. Для этого необходимо кратковременно установить максимальную температуру отопителя и приоткрыть по возможности окно. Влага, нагретая отопителем быстро покинет пределы салона вашего автомобиля (так давно все делали на наших автомобилях, и всем помогало).
Избегать пробуксовывания колёс на льду можно включением более высокой передачи, но это не снимет вопрос экономии топлива. Лучше если вдруг начали буксовать, то (НЕ РЕЗКО!) очень плавно немного приотпустите педаль газа и при «зацепе» колеса нажмите также плавно на газ.
Во время дождя не прокладывайте траекторию движения по лужам, это очень существенно увеличит расход топлива и плюс возникнет опасность т.н. эффекта «аквапланирования» (про это тоже читайте в статьях блога)
Приведённые выше советы давно приняты на вооружение, как профессиональными водителями, так и опытными автолюбителями. При помощи таких простых и очевидных рекомендаций, можно не только существенно снизить расход топлива, но и также существенно продлить ресурс всего автомобиля.