Попробую сразу ответить на возникший у Вас вопрос «А зачем мне это надо, ездить то я умею и в авариях не бывал?». Все мы имеем дело с электричеством. Кого-то с детства приучили его уважать и дали полезные советы для работы с ним. Такие люди скорее всего не получали электротравмы. Ну а кто-то получил ценный опыт тесно пообщавшись с напряжением бытовой сети. С автомобилем конечно же можно также набираться опыта, но переложив это на электричество получится следующее: Вы не знаете, что электричество передаётся по проводникам из металла или по воде, и искренне каждый раз удивляетесь почему Вас ударило током. Представим ситуацию, которая Вам наверно знакома. Возвращаетесь домой, там родная дорога, узнаваемые повороты. И вот иногда машина поворачивает легко и как бы сама, а иногда стремится пройти мимо или нехотя, приходится её «укрощать», хотя скорость в повороте такая же, как и всегда. Вот после прочтения этой небольшой заметки Вы уже не будете удивляться поведению автомобиля в разных ситуациях.
Баланс автомобиля
Когда автомобиль стоит или равномерно движется по ровной дороге, то он полностью сбалансирован. Можно сказать, что он нейтрален. Теперь давайте будем совершать какие-то действия педалями и рулём, попутно разбираясь что происходит.
Торможение
Итак, мы движемся с небольшой скоростью и вес автомобиля распределяется между 4мя колёсами поровну (на самом деле распределение веса зависит от кучи факторов, пока это для простоты опустим). Давайте нажмём на педаль тормоза и посмотрим, что будет. Автомобиль начнёт замедление и его вес переместится вперёд. Вы это замечали, когда активно тормозили, например перед светофором, машинка как бы приседает. А раз вес переместился в перёд, то??? Правильно! Задняя ось разгрузится. Это очень важно! Запомните. Когда вы сбрасываете газ или нажимаете на педаль тормоза, то вы перераспределяете вес автомобиля с задних колёс на передние. Соответственно теряется сцепление задних колёс с дорогой. Именно это довольно частая причина аварий, даже у водителей со стажем.
Приведу примеры для закрепления. Водитель решил обогнать на зимней дороге автомобиль и стал набирать обороты. Внезапно на дороге оказался снег или лёд. Водитель, испугавшись отпустил газ чтоб снизить скорость, но сделал это резко. Автомобиль сделал кивок вперёд, а т.к. упреждающего движения рулём от водителя не последовало, то произошёл занос, который может перейти в ритмичный занос, а далее и в разворот. Что нужно было делать водителю? Ответ прост. Если водитель не подготовлен и не уверен в себе то ему надо было не нарушать ПДД, где написано, что обгон это манёвр повышенной опасности…. бла, бла, бла… Подготовленный же водитель мгновенно бы оценил реакцию автомобиля на смену дорожного покрытия и был бы готов к активным действиям (о них отдельно поговорим).
Другой пример. Вы входите в поворот перебрав со скоростью. Также отпускаете педаль газа и…. Занос, разворот кузовные работы.
Разгон
Разгон — это антагонист торможения. Т.е. Нажимая на педаль газа (открыв дроссель) вы разгружаете переднюю часть автомобиля и нагружаете заднюю. Именно по этой причине формулы и драгстеры имеют задний привод. При старте ведущие колёса у них нагружаются полной массой автомобиля. Нам на задний привод всё равно, посмотрим, как поможет и как навредит такое перераспределение веса в рядовом переднеприводном автомобиле. Минусы — это низкое сцепление колёс при разгоне и снос передней оси автомобиля, т.е. автомобиль выносит наружу дуги поворота (на обочину при левом повороте и на встречку при правом) Плюсы — это «профилактика» заноса задней оси. Всё просто, верно? =)
Повороты
Разобравшись с перераспределением веса вперёд — назад мы подошли к перекидыванию веса влево — вправо. Давайте вспомним сегодняшнюю дорогу до дома (или работы). Вот Вы едете, поворачиваете направо, а машина кренится куда? Правильно! Она кренится налево. Запомните! При поворотах, вес автомобиля ложится на ВНЕШНИЕ по отношению к повороту колёса. Случайные аварии в поворотах получаются из-за того, что внешние колёса попадают на скользкую поверхность (подскользнулись) или подбрасываются на буграх, ямках (споткнулись). При этом внутренние колёса разгружаются довольно сильно, например их можно не опасаясь пускать по небольшим ямкам, по буграм не рекомендуется, т. к. возможно опрокидывание.
Разгон-торможение + поворот
Тут уже Вы сами должны легко ориентироваться. Замечу только то, что на наших переднеприводных автомобилях нельзя встать на опорное колесо, в отличии от задних. Поясню для интереса. Заднеприводный авто, например порш 911 при прохождении левого поворота нагружает внешние (правые) колёса, а т. к. он разгоняется, то ещё разгружаются передние и весь вес автомобиля ложится на заднее правое колесо. Почему он не вылетает неуправляемо с трассы? Всё просто, он же едет по траектории. О ней далее и поговорим…
Прохождение поворота и траектория
Что такое поворот? Нет, это не угол. Это дуга. Мы движемся по дуге. И в зависимости от ширины поворота мы можем выбирать угол, под которым мы будем двигаться по дуге. Быстро разберём важные вещи. У поворота есть: точка входа, вершина (apex) и точка выхода.
Точка входа — это то место на проезжей части, в которой Вам надо иметь стабилизированный автомобиль и из которой Вы будете направлять его на вершину поворота. Где эта точка? По отношению к повороту она находится на внешней стороне дороги и должна обеспечивать движение автомобиля до вершины и от вершины до точки выхода с минимально повёрнутыми передними колёсами. Правилами мы ограничены только своей полосой, поэтому старайтесь не выходить за её пределы.
Вершину определить очень легко. Это самая выступающая часть у поворота. При обычной езде лучше никогда не наезжать на апекс. В правых поворотах это наезд на обочину, а в левых это проезд по разделительной полосе (в гонках это тоже проезд по обочине =) т. к. используется ширина всей дороги).
Наконец точка выхода. Эта самая важная часть у автогонщиков. Именно тут они «открывают дыру» и начинают разгон. Развею миф об автоспорте. Многие полагают, что спортсмены — это некоторые сверхлюди, которые могут нарушать законы физики. Это не так. Повороты они проходят с почти такой же скоростью, как и вы, разница в плюс, конечно, есть, но не такая как многие себе представляют. Гонщики же просто тормозят гораздо позднее, идут по идеальной траектории и чувствуют автомобиль (чувство до пары сантиметров на огромной скорости). Вернёмся к точке выхода. На ней Вы «распускаете» автомобиль и одновременно начинаете разгон. Роспуск — это возвращение колёс к прямому положению. Точка выхода всегда располагается так же, как и точка входа на внешней стороне по отношению к прошедшему повороту. При роспуске газ прибавляется максимально плавно, т. к. автомобиль может начать выносить наружу.
Подытожим выше написанное. При поворачивании нужно выбирать такую траекторию движения, чтобы колёса были минимально повёрнуты. Пока запомните это как аксиому, далее мы разберём все «нештатные» ситуации и проговорим про них подробнее. Желательно что бы вы ежедневно старались ездить и уже понимать, как вы едите и что происходит с автомобилем. Это поможет вам особенно зимой, или когда кто-то на дороге совершит ошибку.
Виды дорожного покрытия
Многие водители просто ездят по дорогам. И разделяются они у них на 2 категории: разбитые и нормальные. На самом деле для безопасного передвижения надо всегда оценивать качество того, по чему вы движетесь. Итак, дорога бывает: асфальтовая, грунтовая, гравийная, бетонная, брусчатка и естественно зимняя. Какая самая сложная и опасная поверхность? Наверно скажете, что зимняя? Не-а, самая сложная и трудная это асфальтовая! Скорости большие, а коэффициент сцепления меняется просто непредсказуемо и мгновенно.
Асфальт надо уважать. Качество у нас в стране асфальта иногда настолько сильно отличается от района к району, что диву даёшся. И эти постоянные его смены. Новый асфальт особенно в дождь сравним со льдом. Сюрпризы асфальт приносит на мостах и эстакадах. От ветра температура на нём может стать ниже, чем окружающая и запросто появляется наледь, летом в утреннее время там частенько собирается роса. Двигаться в дождь по асфальтовому покрытию надо осторожно стараясь не попадать в колею и в глубокие лужи.
Про аквапланирование слышали многие, но не все знают как это действительно опасно. Летняя дорожная шина устроена так, что она выполняет роль насоса, она удаляет воду от пятна контакта колеса и дорожного полотна. В глубоких лужах производительность насоса падает и автомобиль всплывает над водой на т. н. водном клине. Как только автомобиль всплыл он тут же теряет управление, т. е. вы не можете повернуть или тормозить. Данный эффект сравним с полётом. В чём главная опасность? Если дорога прямая, то ничего страшного произойти не может пока колёса стоят прямо. Вы скользите по воде потом попадаете на асфальт и едете дальше. А вот представьте, колёса попали на асфальт повёрнутыми. Мгновенный поворот, а то и опрокидывание. Газ также резко бросать нельзя, как помните, газом мы управляем не только разгоном, но и весом автомобиля.
Про асфальт, пожалуй, всё, добавлю лишь ещё то, что надо быть особенно внимательным при начинающемся дожде. Особенно это актуально на свежеуложенном асфальте. Частички пыли намокая покрывают дорогу тончайшей грязевой плёнкой, которая скользкая как масло.
Бетонная дорога очень похожа на асфальтовую, особенно когда начинается дождь, там бетонная пыль есть практически всегда, нету её только сразу после ливня. В качестве бонусов из бетонной дороги частенько торчат арматурины об которые можно пропороть колесо.
Грунтовая дорога встречается только за городом. Пока сухо она довольно хорошо держит автомобиль, двигаться там будете медленно из-за колдобин и ям. А во время дождя Вы там проехать в общем то и не сможете. Так что, про неё писать особо то и не чего. Носятся по грунтам только раллисты на машинах с усиленным кузовом и энергоёмкой подвеской.
Гравий. Как и грунт, это мои любимые дорожки! Зимнюю тоже люблю, но гравий — это нечто! Как эффектно можно прохватить по нему буксуя колёсами с заносом и закидывая камнями зрителей!!! Но вернёмся к гражданской езде. В городе гравий — это временная дорога. Скорости на нём держать большие Вам тоже не даст здравый смысл и поток простых автомобилистов. Помните, что камушки при движении по гравию постоянно вылетают из-под колёс. Причём не только из-под вашего авто, и причём не только из авто заднеприводного автомобиля. (таща на «галстуке» машину друга во время ознакомления с трассой мы побили ему все фары =)) ) Чуть не забыл, на гравие довольно таки скользко, не забывайте про педаль газа и загрузку по осям.
Брусчатка, она не ровная. И Вы, жалея автомобиль тоже скорее всего не будете гнать. Но вот то, что она гладкая и под дождём скользкая делает торможение и повороты немного опасными. Отрезки брусчатой дороги редкие и короткие в наше время, просто будьте по внимательнее и также помните про баланс автомобиля.
Наконец зимняя дорога. Многие ждут зиму, именно зимой можно оттачивать безопасно для автомобиля своё водительское мастерство. Развенчаю ещё один миф из жизни автогонок. Многие видели, как по ледяному покрытию, по которому и идти то невозможно несутся сломя голову спортивные автомобили. Тут нет никакой магии или сверхъестественной силы. Тут отточенное мастерство и «боевые» зимние шины. Они уже обычных для повышения давления на дорогу и имеют шипы 4.5 мм. Дорогу такие держат просто великолепно!
Зима у нас в стране всегда подкрадывается незаметно для коммунальщиков. Поэтому может случится так, что выпадет ночью снег, а убирать его никто не будет. И вот тут-то сразу становится понятно кто есть кто. В разы увеличиваются заторы, растёт количество аварий, за городом аварии становятся с большим числом жертв. А всё почему? А потому, что водители даже не слышали о перераспределении веса автомобиля. В автошколе никто скорее всего не рассказал, что надо не только смотреть на дорогу за автомобилями, а ещё ежесекундно оценивать то, по чему вы едете.
Эксплуатирование автомобиля зимой мы рассмотрим в отдельной заметке т. к. тема довольно обширна, а пока давайте затронем тему стыков и колеи. Стыки у нас, как и всё в стране великое, как и колеи, как и ямы. На ином стыке так машину подбрасывает, что кажется вот-вот взлетит. Через стык проезжать надо прямо, крайне желательно не на перестроении и с добавленным газом, т. е. заметили стык, притормаживаете и перед самим стыком нажимаете на газ. Тяжёлая передняя часть автомобиля приподнимется, амортизаторы распрямятся и увеличится ход подвески. Автомобиль легко проскользнёт по ним, если всё сделано правильно и вовремя вы вообще не почувствуете неровности, их поглотит подвеска.
Колея, она очень опасна в паре моментах. Первый при перестроении на высокой скорости, второй во время дождя. Что в ней делать что бы не так сильно болтало? Если вы вынуждены ехать по ней, то просто прижмитесь легонько к какому-нибудь из краёв колёсами. Или к внутренней части или к наружной. При этом крепко держите руль обеими руками, не допуская высокой амплитуды его движения. Газ также не отпускайте, или если скорость завышена сбрасывайте очень плавно. Вылезайте из колеи медленно, даже если вас выгоняют из ряда моргая, сигналя и т. п. Ехать между колеёй можно тогда, когда это позволяет ширина вашей полосы движения.
Садимся в автомобиль
Перечислю некоторые рекомендации, которые многим знакомы, как правильно сидеть в автомобиле. Садиться в машину гораздо удобнее, если для начала поставить одну ногу на коврик в салоне автомобиля (удивительно, но не все так делают). Кресло регулировать надо так, чтоб было удобно, но тут есть одно, но. Если спинка сидения имеет угол в близкий к 90 градусам, то лучше чувствуется поведение автомобиля. Это связано с тем, что наш вестибулярный аппарат всегда привык работать стоя (прямо). Водительское кресло для начала надо отодвинуть от панели приборов на столько, чтоб при выжиме сцепления до полика педаль уверенно нажималась до конца. При этом угол в коленном суставе должен быть примерно 120 градусов (эт всё относительно главное, чтоб был не прямой и не острый). Руль сделайте настолько низко, насколько Вам будет удобно и также следя за углами у рук в локтевых суставах (оптимально тоже где-то 120 градусов и это так же всё относительно). Не забывайте про регулировку высоты сиденья (у кого она есть). Подгоните под голову подголовник и настройте высоту ремня безопасности. Посидите, подёргайте рычаг КПП. Все передачи должны включаться уверенно и просто. Если рядом с вами пассажир, то старайтесь отсадить его от панели как можно дальше.
К чему такие сложности? Ну во-первых конструкция автомобиля, когда рассчитывается на удар с препятствием и программированное сминание учитывает именно такую посадку. Взгляните как сидят манекены при краш тестах. Во-вторых, такая посадка обеспечивает максимально эффективное управление автомобилем. Вы меньше устаёте и способны совершать точные и дозированные действия как с рулём, так и с педалями. И в-третьих, эргономика автомобиля также продумывается под такую посадку. Чтоб вы могли на ощупь быстро находить ручки управления кондиционера и радиоприёмника.
Как правильно обращаться с рулём? Руль надо держать. Он не опора для рук. Можно «вешать» на него руки только в спокойной обстановке, в пробке, на прямой ровной дороге и быть готовым в любой момент если что его подхватить. Кисти располагать желательно на без пятнадцати три и использовать закрытый хват (большой палец обхватывает рулевое колесо). При этом не надо сжимать руль так, чтоб аж пальцы вспотели.
Про руление я напишу потом. Сейчас давайте о зеркалах. Настройте их так, чтоб было как можно меньше видно ваш авто. Вам нужны только его габариты при парковке, вот и оставьте углы вашего задка. А то у некоторых половину обзора зеркала занимает его собственный автомобиль. Вопрос только зачем? Очень кстати то, что у наших машин электропривод зеркал. Не ленитесь пользоваться этим, когда парк уетесь. Например, очень удобно опустить правое зеркало пониже и встать вплотную к бордюру не рискуя сделать на ободе колеса «шишку» или боковой порез. Салонное зеркало настройте чтоб был обзор заднего стекла. Напомню всем, что на зеркале есть такой рычажок. Это переключатель день/ночь, переключите его и вы будете в нём видеть только приглушённый свет фар, а не слепящий голубой ксенон какого-то «пацанского зубила».